Надпрофессиональные навыки для успешной карьеры в XXI веке
23.09.2020
Какими компетенциями должен обладать соискатель, чтобы получить работу мечты? Этим вопросом задаются практически всегда те, кто хотят получить востребованную и хорошо оплачиваемую работу и составляют свое резюме. Вопрос один, а вот ответы на него с течением времени меняются. От привычного – хорошее образование и опыт работы по специальности мы уже давно перешли к требованиям о повышении квалификации, потом добавилась необходимость владения языками и компьютерная грамотность, позже возросла роль личных характеристик – коммуникабельность и стрессоустойчивость. Какими надпрофессиональными навыками должен владеть человек в XXI веке, чтобы быть востребованном в карьере или успешным в собственном бизнесе, «Радио1» рассказала креативный директор проекта «Атлас новых профессий» Дарья Варламова.
«Когда мы говорим о базовых навыках 21 века, стоит прежде всего иметь ввиду, что узкопрофессиональные компетенции сейчас будут отходить на второй план. Потом что знания очень быстро обновляются, технологии очень быстро обновляются, в любой профессии постоянно появляются новые инструменты. Поэтому, соответственно, на протяжении жизни и карьеры человеку придется много раз переучиваться этим узкопрофессиональным знаниям и навыкам. Поэтому на первый план выходят как раз, так называемые «мягкие» навыки. И в целом некий внутренний стержень человека, способность себя организовывать, рефлексировать, ставить перед собой цели, разбивать их на задачи, учиться переучиваться. То есть речь идет о какой-то такой новой психологической зрелости.
Если мы говорим про конкретные «мягкие» навыки, которые понадобятся, можно перечислить следующие.
- Во-первых – это концентрация и управление вниманием. Сейчас наше внимание – это товар, за который борются соцсети, телеграмм-каналы, сайты и т.д. Они специально стараются делать это так, чтобы максимально эффективно привлекать наше внимание, чтобы срабатывали механизмы нашей системы вознаграждения, чтобы нам хотелось кликать еще и еще, отвлекаясь от своих целей и дел. Поэтому очень важно уметь с одной стороны – переносить свое внимание с одного объекта на другой, при необходимости: как -то силой воли или какими-то специальными техниками отвлекать свое внимание от сидения в соцсетях и переносить на какие-то текущие дела. Также важно поддерживать концентрацию на протяжении определенного времени. Но тут скорее речь идет о том, чтобы поддерживать концентрацию сколько-то часов в день. Это достаточно для того, чтобы быть эффективным, но это не значит, что концентрация должна быть непрерывной, потому что у разных людей разные стили концентрации. И есть люди, которым проще надолго концентрироваться в какой-то узкой теме. Есть люди, которым проще как бы сканировать окружающее информационное поле и время от времени переключаться. Это естественно и тут важно иметь ввиду какие-то свои личные особенности. При этом важно уметь при необходимости эту концентрацию как-то поддерживать. Для людей, которые легче переключаются, как раз челлендж в том, чтобы держать свое внимание. А для людей, которые, наоборот, хорошо углубляются и хорошо концентрируются на чем-то одном, но при этом им сложно быстро переключиться без потери эффективности, соответственно таким людям лучше тренировать такую способность переключаться.
- Следующий важный навык – это эмоциональная грамотность. Если раньше в списке софтов было что-то воде коммуникабельности, потом туда добавился эмоциональный интеллект, но при этом люди эмоциональный интеллект часто трактуют на уровне тоже скорей коммуникации, то есть – умение понимать других людей, общаться с ними, мотивировать их, давать им задачи, договариваться и т.д. Но при этом эмоциональная грамотность касается и внутренней эмоциональной осознанности. Потому что наш мир приносит нам все больше стрессов, он становится все более нестабильным, все более непредсказуемым, и, соответственно для того, чтобы с этим стрессом бороться, очень важно понимать свои внутренние уязвимости и уметь с ними работать. Поэтому помимо истории про коммуникации речь идет о способности к рефлексии, о способности принимать свои эмоции и при этом как-то с ними работать. Прорабатывать негативные эмоции не тем, что вы их от себя как-то прячете, а тем, что вы встречаетесь с ними лицом к лицу и как-то решаете внутренний конфликт и может быть с помощью психотерапевта. Важно также понимать свои ценности, для того чтобы можно было быстро выбирать маршруты в этом стремительном потоке информации и событий. Поэтому это одна из таких базовых и фундаментальных надпрофессиональных компетенций.
- Естественно, важна цифровая грамотность. Сейчас очень много разговоров идет о повальной автоматизации, о том. что нас вытеснят роботы и компьютерные программы и тут есть важный момент, который, возможно. Позволит более оптимистично смотреть на ситуацию. Это то, что с этими программами, с этими роботами кому-то нужно будет работать, создавать их, чинить их, возможно работать с ними в команде. Потому что даже какие-то очень эффективные компьютеры далеко не все задачи решают хорошо сейчас, а все еще решают достаточно узкие задачи. Соответственно, цифровая грамотность будет очень важна и такие навыки, как базовое программирование, станут такими же само собой разумеющимися, как было в 90-е годы уверенное владение персональным компьютером или умение работать с Word и так далее. Это будет такая повсеместная грамотность.
- Компьютеры могут решать далеко не все задачи. Они очень хорошо справляются с теми функциями, которые можно алгоритмизировать, к которым можно написать инструкцию, но при этом они плохо работают с ситуациями непредсказуемости, они плохо генерируют творческие решения. Сейчас мы видим, как нейросети придумывают стихи. Например, но тут речь идет о случайном переборе вариантов, то есть компьютер пока на может оценить качество идеи (в отличие от человека). Поэтому поле творчества – это то поле, где человек может еще долго успешно конкурировать с искусственным интеллектом. Тут речь идет не только о художественном творчестве, которое, конечно, будет все больше востребовано, потому что людям нужно как-то отвлекаться, расслабляться, эмоционально переключаться. Соответственно, всякие зрелища будут важны и востребованы и кинематограф, игры, пьесы интерактивные и т.д. будут становится все сложнее и все интереснее, потому что пользователь становится все более разборчивым. Но при этом элементы творчества в очень многих сферах, в очень многих профессиях, потому что в любом производстве нужно как-то красиво упаковать продукт или услугу для пользователя и тут важно мыслить оригинально. Корме того, для того чтобы разработать классный продукт или услугу тоже нужно творческое мышление. Поэтому это такая повсеместная история.
- Очень важным становится экологическое мышление, потому что мы все уже сошлись на том, что все тревоги экологов небеспочвенны, что мы, действительно довели Землю до очень плохого состояния. Нам нужно с этим как-то работать. Экологическое мышление станет такой же базовой вещью, как такие базовые навыки гигиены. То есть, как вы чистите зубы по утрам, вы будете привыкать к раздельному сбору мусора, к умеренному потреблению и тому подобным практикам.
- Есть еще важный момент – это дисциплинарное мышление, потому что проекты становятся все более сложными. Задачи, которые стоят перед человечеством, все чаще требуют командной работы. Мы это видим даже на примере фильмов про супергероев. Если раньше один супергерой как-то справлялся с тем, чтобы спасать мир, то сейчас это целая команда мстителей, где каждый – яркая индивидуальность, но при этом они работают в команде, чтобы дать какой-то синергический эффект. Людям придется все чаще работать в командах, где их коллеги будут из разных профессиональных сфер. Не говоря о том, что это будут люди из разных культур, из разных возрастов. Соответственно, нужно будет уметь находить с ними общий язык. Но в первую очередь речь идет о том, что придется выйти из какой-то своей узкой парадигмы (технарской или гуманитарной, или естественнонаучной) и научиться общаться как раз с представителями других профессий на понятном им языке. В то же время – расширять рамки каких-то своих представлений о мире, видеть разные модели мира (как видит мир технарь, как видит мир гуманитарий, как видит мир биолог, художник и т.д.). Если копать глубоко, то это тоже история про гибкость мышления, про импатию, про способность сопоставить в голове модель того, как другой человек представляет мир.
Если эти навыки вы будете у себя развивать, очень велика вероятность, что вы будете чувствовать себя вполне хорошо даже в самых непредсказуемых ситуациях и добьетесь успеха в непростом мире XXI века»