Профессионалы для будущего

Профессионалы для будущего
07.05.2020
Профессионалы для будущего
Чему учить детей, чтобы роботы не отобрали у них работу.Выбор профессии — это серьезно. Поговорили с руководителем проекта Атлас новых профессий Дмитрием Судаковым о том, как изучают профессии будущего, чем современная школа отличается от советской системы образования и стоит ли паниковать из-за роботизации.
Компетенции будущего
Профессии устаревают и обновляются постепенно. Сначала появляются первые примеры, когда труд специалиста передали машине или алгоритму. Следующий шаг — массовое внедрение, когда профессия трансформируется или исчезает. Этот процесс может идти десятилетиями.
Новые технологии тоже стимулируют изменения. Например, появилась 3D-печать и ученые ищут ей применение в разных сферах, а значит, становятся нужны специалисты, которые смогут применять новый инструмент в медицине, проектировании или производстве.
Навыки и знания, которые пригодятся человеку для работы в новых условиях рынка, называют компетенциями будущего. Список постоянно пополняется, но главные требования связаны с коммуникацией, гибкостью мышления и умением принимать сложные решения.
“Технического знания будет недостаточно. Рутинную и монотонную работу все больше автоматизируют — выносят на платформу, заменяют специалистов роботами. Человек вынужден искать себя в зоне, которая связана с коммуникацией, междисциплинарной деятельностью. И поэтому неожиданно оказывается, что технарю нужны гуманитарные навыки." - Дмитрий Судаков, руководитель проекта Атлас новых профессий
Профессии меняются, а эксперты следят за изменениями и строят прогнозы каждый в своей отрасли. Чтобы объединить эти наблюдения и заглянуть в будущее рынка труда, есть метод — технологический форсайт компетенций. Это масштабное исследование, где заняты специалисты из разных секторов экономики. Главный принцип форсайта: будущее можно создать, оно не проистекает из прошлого, а зависит от усилий всех заинтересованных сторон.
Как изучают профессии будущего
Сессия форсайта проходит так: модераторы собирают группу экспертов в конкретном экономическом секторе, и по определенным правилам обсуждают с ними все, что меняется или будет меняться в их отраслях. Дискуссия идет два дня без перерыва.
«Зовем компании, которые занимаются перспективным производством или исследованиями, ищем стартапы в нужной области, приглашаем представителей государства. В форсайт-сессиях участвуют вузы, которые готовят кадры для отрасли. Иногда в группу приглашаем людей, которые на обывательском уровне используют плоды той отрасли экономики, о которой будут говорить эксперты.
Чем больше степень разнообразия среди экспертов, тем объемнее получится картинка. Из-за того, что они такие разные и все время в дискуссии, возникает „магия форсайта“. Она позволяет ухватить будущее — мы видим тенденцию, в согласии с которой меняется мир. И так появляется Атлас новых профессий», — рассказывает Дмитрий Судаков.
Итог дискуссии — список новых профессий, которые уже существуют и будут востребованы в ближайшие годы, и тех, которые появятся через 10−15 лет. Атлас новых профессий — это упаковка результатов исследований, которые провели отраслевые эксперты. Чтобы выбрать перспективную специальность, которая не скоро исчезнет с рынка, нужно следить за изменениями.
"Выбор профессии это как стрельба по тарелочкам — если прицеливаешься в мишень, а она при этом движется, рискуешь промахнуться. Поэтому, задумываясь о карьере, нужно целиться в будущее. В рамках проекта мы подсвечиваем перспективу."
Источник статьи: РБК